ТЕХНИКА ВЫШИВКИ "САЖЕНИЕ ПО БЕЛИ". ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ. Сохранившиеся до наших дней памятники русского церковного и народного шитья являются образцами, свидетельствующими о высоком уровне мастерства вышивки в России. Немало исследований посвящено изучению истории этого вида искусства, семантике орнаментов, описанию различных старинных техник. Среди множества книг о вышивке можно выделить несколько, в которых упоминается "сажение" и описаны памятники, выполненные в этой технике. Так, в 1955 г. вышла книга Л.И.Якуниной "Русское шитьё жемчугом", в которой рассказывается о технических особенностях этого мастерства, получившего широкое распространение ещё в древней Руси. В книге подробно описаны памятники церковного и народного шитья. Автор, анализируя нюансы техники шитья жемчугом, определяет работу «саженье жемчугом» как «прикрепление жемчужной нити к ткани, когда жемчуг нанизывается на какую-нибудь ткань, что приближает саженье к вышивке. При саженье жемчуга на ткань зерна нашиваются либо непосредственно на ткань, либо, что бывает чаще, на выметку – настил». В книге И.И. Вишневской «Жемчужное шитьё на Руси» дано подробное описание древнерусских произведений, сохранившихся в Оружейной палате Московского Кремля. И.И.Вишневская также обращает внимание на различные способы шитья жемчугом: «В самых разных памятниках жемчуг нашивался непосредственно на ткань. Позднее, с 16 века, техника стала иной. При этом способе жемчужную нить накладывали на специальный настил из льняных нитей, называемых белью, и закрепляли поперечными стежками с двух сторон каждой жемчужины». Однако, рассматривая древнерусские памятники жемчужного шитья и этнографические подлинники (головные уборы, украшения и т.п.), при изготовлении которых использовался не только жемчуг, но и рубленный перламутр, бисер и бус, можно увидеть много общих приёмов. Жемчуг, рубка, бисер или бус чаще всего пришивались не на ткань, а на настил из нитей – бели. Некоторые исследователи отмечают это, но, тем не менее, не многие выделяют технику в самостоятельный вид вышивки – «сажение по бели». Главной особенностью этого вида вышивки является использование в качестве основы бели, тонкой верёвочки или пучка льняных или хлопчатобумажных нитей, которая пришивается по заранее нанесённому рисунку. Затем на бель «сажается» жемчуг или его замена. Одним из старейших памятников вышивки «сажения по бели» является епитрахиль митрополита Петра, которую датируют первой половиной 14 века. Льняная бель, пришитая в два или три ряда, окаймляет дробницы и соединяет их в орнаментальный элемент, напоминающий «древо жизни», по бели пришит жемчуг, сохранившийся фрагментарно. Необходимо отметить, что до 17 века «сажение по бели» жемчугом использовалось в основном для создания контура рисунка орнамента. В 17 веке с помощью этой техники создаются более сложные, объёмные элементы орнамента. Бель играет роль настила, создающего листья, лепестки, бутоны и т.п. На памятниках этого времени встречаются запоны, драгоценные камни в кастах, активно используется золотный шнур, канитель и металлические блёстки. Подлинники народного шитья, выполненные в технике «сажение по бели» до 18 века, почти не сохранились, но мы можем с уверенностью утверждать, что для украшения праздничной городской и крестьянской одежды использовали в полной мере все нюансы этой техники. Находится немало письменных свидетельств, например, «В завещании волоцкой княгини Юлиании» (1503 г.) названы 4 летника без вошв и отдельно 12 вошв. «Вошва на одну напку шита золотом да сажона была жемчугом с неё снизан, а осталось его немного». Джильс Флетчер, побывавший в России в 18888588-89 г.г. писал: «Благородные женщины <…> с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, так как жены дьяков и купеческие стали подражать им». Такие предметы одежды, как летники, телогреи, могли украшаться вошвами – накладными лентами или полосами ткани, вышитыми в технике «сажение по бели». Головные уборы, края убрусов – полотенчатых головных уборов, шейные и наргудные украшения, запястья и зарукавья, обувь могли быть вышиты «сажением по бели жемчугом, рубкой и т.д. В государевых хамовных селах и слободах 17 века «особой статьёй является «прядение бели» (большей части в мотах) и прядение белых нитей» (в пятинах, мотах, в полотнах); то и другое, так сказать, обезличено в смысле своего дальнейшего употребления, т.е. заранее не предназначено специально для того или иного изделия. Очень вероятно, что эта бель и «нити белые» идут специально на вышивание убрусов, а вообще говоря – непосредственно поступают в собственно Царицыну Мастерскую Палату, - ту «светлицу», которая занята исполнением личных заказов царицы. Там же было сосредоточено и художественное вышивание». Памятники традиционного народного искусства 18 – начала 20 в.в. показывают значительное развитие техники вышивки «сажение по бели». Наибольшую группу представляют праздничные девичьи и женские головные уборы: венцы, повязки, сороки, кокошники. В народных головных уборах по бели «сажали» не только жемчуг, но и его «замену»: перламутровые плашки, колотый перламутр – рубку, бус, бисер, золотный или серебряный шнур, канитель. Иногда аккуратно пришитая бель становилась самостоятельным изобразительным искусством. Замена жемчуга делала изделие более доступным. Всё это позволяет нам выделять технику «сажение по бели» как самостоятельный вид вышивки, в определении которой ключевым словом становится «бель». Сохранились головные уборы, выполненные с разной степенью мастерства. По всей вероятности, уже в 18 веке существовали мастера и отдельные мастерские, специализирующиеся на изготовлении головных уборов в этой технике. Возможно в золтошвейных мастерских, существовавших при монастырях и общинах, также владели приёмами вышивки «сажение по бели». Многие русские локальные традиции представлены неединичными экземплярами типичных головных уборов. Например, некоторые типы гальческих, костромских, ярославских кокошников похожи по форме, рисунку орнамента и используемым техническим приёмам. Известно, что в Каргопольском уезде Олонецкой губернии «сажением жемчуга в 1902 г. занимались в пяти деревнях Панфиловской, Нифонтовской, Усачевской и Надпорожской волостей Каргопольского уезда, по одной мастерице в каждой деревне. <…> Мастерицы работали обычно на дому у заказчика, из его материала и на его кормах. За высадку на кокошник 10 золотников жемчуга в 1902 г. брали 3 рубля». Более дешевыми вариантами были бусовые или бисерные кокошники, которые делали те же мастера. В то же время встречаются головные уборы, на которых вышивка сделана неаккуратно, возможно, неопытным мастером. Например, сохранились женские головные уборы сороки, на очельях которых есть вышивка в техниках «золотное шитьё» и «сажение по бели», вероятно, выполненная самой владелицей. Сажение по бели выполняется в прямоугольных пялах на хорошо натянутой ткани, как правило, на холсте. Затем на него нашивается основа вышивки: ткань самого изделия (шелк, бархат, лён) или разноцветная фольга, белая или цветная бумага (в случае, если вышивка полностью покрывает деталь головного убора). Для вышивки используется бель – веревочка или пучок льняных или хлопчатобумажных нитей серовато-белого цвета. Пришивается, как правило, такой же нитью. Сажается по бели мелкий или крупный жемчуг, перламутровые плашки, колотый перламутр – рубка, «китайский жемчуг», бус и мелкий или крупный бисер белого, молочного цвета, золотный или серебряный шнур, канитель. Вышивку дополняют золотное шитьё, запоны, разноцветные бусины, камни или стекла в кастах, канитель, фольга, золотный шнур. В основе техники лежат различные приёмы пришивания бели. Бель, заранее свитая верёвочка или пучок нитей разной степени скрученности и толщины, пришивается по заранее нанесённому рисунку вышивки. Наиболее часто встречающийся способ, используемый при изготовлении традиционных головных уборов, - выкладывание бели в два ряда. К первому ряду бели плотно пришивается второй. В образовавшуюся между двумя рядами ложбинку укладывается, «сажается» , заранее нанизанный на нить жемчуг, бисер и т.д. Каждая жемчужина или бусина прикрепляется стежком вспомогательной нити, который, как правило, делается перпендикулярно бели, прижимая к ней нить с бусинами. Встречаются разные соотношения толщины бели и бусин. Нередко бель старались делать незаметной: пришивали тонкую веревочку, и жемчуг или бусиныпочти полностью закрывали бель. На других образцах, например, шенкурских девичьих головных уборах-венцах, объемная, хорошо скрученная бель плотно пришита, создавая рельефный рисунок, а мелкий жемчуг или белый бисер, посаженный сверху толстой бели, едва заметен. Сохранились головные уборы, например, каргопольские кокошники, на которых по бели сажался шнур, сделанный из золотных или серебряных нитей. Он укладывался в ложбинку между рядами бели и пришивался мелкими незаметными стежками вспомогательной нитью. Существует несколько разновидностей описываемой техники вышивки: непрорезное и прорезное сажение по бели, которое отличается от первого тем, что после окончания работы вышивка вырезается по контуру головного убора или рисунка. Затем она укрепляется ещё несколькими слоями бумаги и ткани, которые проклеиваются специальным мучным клеем. Для вырезания вышивки, вероятно, использовались специальные резцы, стамески, поскольку толщина таких головных уборов нередко была значительной. Так выполнены многие северные венцы – девичьи головные уборы. Непрорезное «сажение по бели» также получило развитие. На головных уборах встречаем несколько технических приёмов. 1. Вышивка линиями в один слой бели. Это самый древний и простой способ вышивки. 2. Вышивка в два слоя бели: появляется бель разной толщины или на первый слой нашивается второй. 3. Бель помимо контура рисунка создаёт объёмный настил под жемчуг, бус или бисер. Появляется рельефный, выпуклый узор. Примером могут служить центральные элементы очелья каргопольских кокошников. 4. Бель укладывается ровными параллельными рядами по контуру большой детали. По сплошному настилу возможны варианты бусин вдоль или поперёк рядов бели. Например, такой приём использовался при вышивке основы очелья кокошников шишаков, носившихся в г.Торопца Псковской губернии. 5. Бель пришивается по объёмным деталям головного убора. Выполненные искуснейшим образом головные уборы были важнейшим предметом праздничного костюма. В эти вещи вкладывалось столько вкуса и любовного труда, что даже недрагоценные имитирующие материалы , вроде фольги, стекла и искусственного жемчуга, приобретали своеобразный декоративный смысл. Данная работа кратко подводит первоначальный итог двенадцатилетней исследовательской, исполнительской и методической работы, проделанной автором, преподавателями и мастерами коллектива студии традиционного костюма «Русские начала». Т.Р. Валькова (г. Москва) Источник: «Проблемы изучения и реставрации головных уборов традиционных костюмов народов России: материалы международной научно-практической конференции/М-во культуры Арханг. обл. «Гос. музейное об-ние «Художественная культура Рус. Севера», ФБУК «Рос. этногр. музей»; отв. ред.: Н.М. Калашникова, Л.В. Ненашева, Л.Ф. Кислуха . – Архангельск: КИРА, 2017. – 129 с.